• Все
  • Неофункционализм. «Хорошая форма»
Нет фотографии
  • 5
Неофункционализм. «Хорошая форма»
После войны в Германии возникают попытки возрождения существовавшего до войны функционального стиля, лидером которого был Баухауз. В этот период придерживались лозунга "Хорошая форма": хорошим в Германии еще в эпоху Веркбунда и Баухауза считалось все то, что было эстетически просто и функционально, без излишней декоративности.
В 1949 году лозунг "Хорошая форма" становится названием выставок Макса Билла в Базеле и Ульме. В 1057 году он выпускает одноименную книгу, которая В 1949 году лозунг "Хорошая форма" становится названием выставок Макса Билла в Базеле и Ульме. В 1957 году он выпускает одноименную книгу, которая должна была сделать это понятие известным в широких кругах населения. "Хорошая форма" - это не только эстетическая, но и одновременно моральная оценка кото¬рых, до 70-х гг. оставалась догмой в немецком дизайне, направляя его на простоту, предметность, дешевизну продукции.
В немецком дизайне 60-х гг. стилевым принципом стал функционализм ("хорошая форма"), который даже стал представляться различным учреждениями, дизайн-центрами и советами по формообразованию как догма. Доценты Ульмекой высшей школы работали для фирм "Браун", "Витсуе" и "Розенталь", чьи продукты во всем мире показали сущность "хорошей формы" и "германского дизайна". Функциональные и тех-нологические аспекты все более выступали в дизайне на передний план и дизайнеры стали восприниматься главным образом как инженеры, а не художники. Эргономика стала новым важным полем деятельности.
"Прямоугольные" формы и ульмское мышление на¬шли выход в массовое производство: модульное изготов¬ление и строительство давало возможность рационально¬го производства с минимумом затрат.
Формы стали жестче, граненой, предметнее, отчасти - менее оригинальными. При этом плохо "скопированный" функционализм, который лишь намекал на прямые углы, слишком часто приводил к скучным массовым продуктам, а также нечеловечным панельным домам, которые часто становились социально проблемными точками.
Фирма Браун стала для многих других предприятий образцом ясного функционального формообразования и образцового современного фирменного стиля. Стиль Брауна - это отсутствие декора, ярких цветовых пятен, имитации материалов. Это скромная колористическая гамма, построенная на тонких оттенках серого цвета, сочетания черного и белого. Это создание цельного образа самыми простыми и минимальными средствами. Стиль Брауна - это "экономный" стиль. Дитер Рамс, пришедший в фирму в 1955 году, развил функционалистический имидж до апогея. Девизом был: "Меньше дизайна - это больше дизайна". Приборы Браун должны были быть в своем оформлении простыми наглядными и всегда современными, техника - совершенной до мельчайших деталей. Изделия Брауна стали образцом для подражания. Сам Д. Рамс вывел десять принципов хорошего дизайна  
1. Хороший дизайн всегда инновационный. Возможности для инноваций неисчерпаемы. Технологическое развитие всегда предлагает новые возможности для инновационного дизайна. Но такой дизайн всегда развивается в тандеме с технологиями, и не может быть самоцелью.
2. Хороший дизайн увеличивает полезную ценность продукта. Продукт покупают, чтобы использовать. Он должен удовлетворять определенным критериям, не только функциональным, но и психологическим и эстетическим. Хороший дизайн подчеркивает полезную ценность  продукта и отвлекает внимание от того, что эту пользу уменьшает.
3. Хороший дизайн эстетичен. Эстетические качества продукта являются неотъемлемой частью его практической ценности. Продукты, которые мы используем каждый день, влияют на нашу личность и наше благополучие.
4. Хороший дизайн делает продукт понятным. Он проясняет структуру продукта, еще лучше, если он может заставить продукт говорить. В самом лучшем случае, он делает инструкцию не нужной.
5. Хороший дизайн ненавязчив. Продукты, которые служат определенной цели являются просто инструментами. Они не декоративные объекты или предметы искусства, поэтому их дизайн должен быть нейтральным и сдержанным, оставляя место для самовыражения того, кто их использует.
6. Хороший дизайн честный. Он не делает продукт более инновационным, более мощным или более ценным, чем тот на самом деле является. Он не пытается пообещать покупателю того, что не сможет делать.
7. Хороший дизайн долговечен. Он избегает «модности» и, таким образом, никогда не выходит из моды.  В отличие от «модного» дизайна, он служит годами, даже в современном обществе, где предметы служат недолго.
8. Хороший дизайн проработан до мелочей. Ничто не остается на волю случая, внимательность и точность в процессе создания дизайна демонстрируют уважение к потребителю.
9. Хороший дизайн дружелюбен по отношению к окружающей среде. Дизайн делает важный вклад в сохранение окружающей среды. Он экономит ресурсы и уменьшает физическое и визуальное загрязнение в течение всего жизненного цикла продукта
10. Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна. Меньше, но лучше, потому что он концентрируется на самых важных аспектах, и продукты не перегружены неважным. Назад к чистоте, назад к простоте.
Продукция "Браун" была признана международно, получила на триенналях в Милане в 1957, 1960, 1962 гг. призы "Компассо де Орто".