Нет фотографии
  • 3
Психологическое и физиологическое влияние цвета на человека. «Учение о цвете».
01 Февраля 2017

«Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые успокаивают нас или волнуют, а не печалят или радуют»

 

Уже в начале 19-го века проблема происхождения различных цветов была весьма актуальной. Что такое цвет, как цвета соотносятся друг с другом? – в том числе, и эти вопросы стояли перед наукой того времени. Настоящей революцией стали опыты Исаака Ньютона с разложением белого света на 7 составляющих цветов с помощью стеклянной призмы. Он описал их в классической книге «Оптика». Сегодня мы говорим, что Ньютон увидел спектр белого света.  В то же время Гёте принципиально не признавал опыты Ньютона. Он упрекал Ньютона, как и учёных-экспериментаторов в целом, что они не исследуют природу как она есть, а загоняют её в чуждые для неё рамки экспериментов, где она вынуждена проявляется совершенно иначе, нежели в естественных для себя условиях. Узкий луч света в темноте, падающий на стеклянную призму - с его точки зрения, это было совершенно чуждым для природы устройством обстоятельств и в таких условиях свет не мог себя вести натуральным образом. Действительно, чтобы увидеть спектр из 7 цветов, нужно создать определенные условия. Мы должны иметь узкий луч света, расположить экран на определенном расстоянии от призмы и т.д. Во всех остальных обстоятельствах мы не увидим спектра полученного в опытах Ньютона. Гёте с возмущением писал, что, взяв стеклянную призму и взглянув через неё на белый свет, он не увидел никаких семи цветов «попробуйте сами, и вы тоже их не увидите», что опыты Ньютона поставлены неверно, искусственно, что сэр Исаак загоняет природу в рамки своих теорий.

Гёте создал совершенно другую теорию цвета. Над своим произведением «К учению о цвете» Гёте работал почти 20 лет (с 1790 по 1810гг.) и основная ценность этого труда заключается в формулировании тонких психологических состояний, связанных с восприятием контрастных цветовых сочетаний. Гете выделял 2 вида воздействия цвета на человека:

- физиологическое (на организм человека),

- психологическое (на его духовный мир).

Согласно Р. Штейнеру, И.В. Гете первым предложил четкую систему, описывающую воздействие различных цветовых впечатлений на психику человека. Гете описывает в своей книге явления цветовой индукции - яркостной, хроматической, одновременной и последовательной - и доказывает, что цвета, возникающие при последовательном или одновременном контрасте, не случайны. Все эти цвета как бы заложены в нашем органе зрения.

Контрастный цвет возникает как противоположность индуцирующему, т.е. навязанному глазу, так же как вдох чередуется с выдохом, а любое сжатие влечёт за собой расширение.

В этом проявляется всеобщий закон цельности психологического бытия, единства противоположностей и единства в многообразии.

В каждой паре контрастных цветов уже заключен весь цветовой круг, так как их сумма белый цвет - может быть разложена на все мыслимые цвета и как бы содержит их в потенции. Из этого следует важнейший закон деятельности органа зрения – закон необходимой смены впечатлений. «Когда глазу предлагается темное, то он требует светлого; он требует темного, когда ему преподносят светлое, и проявляет свою жизненность, своё право схватывать объект тем, что порождает из себя нечто, противоположное объекту».

Опыты Гете с цветными тенями показывали, что диаметрально противоположные (комплементарные) цвета и являются как раз теми, которые взаимно вызывают друг друга в сознании зрителя. Желтый цвет требует сине-фиолетового, оранжевый - голубого, а пурпурный - зеленого, и наоборот.

Гете тоже построил цветовой круг, но последовательность цветов в нем - это не замкнувшийся спектр, как у Ньютона, а хоровод из трех пар цветов. А пары эти дополнительные, т.е. наполовину порожденные человеческим глазом и только наполовину независимые от человека.

Самые гармоничные цвета - это те, которые расположены напротив, на концах диаметров цветового круга, именно они вызывают друг друга и вместе образуют целостность и полноту, подобную полноте цветового круга. Гармония, по Гете, - это не объективная реальность, а продукт человеческого сознания.

Гете считал, что цвет оказывает воздействие на душевное состояние человека. Поэтому он поставил определенным цветам определенные психологические состояния человека.

Гете разделяет цвета на:

- положительные (желтый, оранжевый, красный), они создают живое и бодрое

настроение;

- отрицательные (синий, красно-синий), они создают неспокойное и тоскливое

настроение.

Зеленый Гете относил к «нейтральным» цветам.

Психологические характеристики цветов по Гете.

Желтый.

Это ближайший к свету цвет. Он всегда отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью. Желтый цвет производит исключительно теплое и приятное впечатление. Потому и в живописи он соответствует освещенной и действенной стороне картины. Однако при его загрязнении, если желтый сдвигается в сторону холодных тонов (цвет серы), он приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл.

Красно-желтый (оранжевый).

Желтый, сгущаясь и темнея, может усилиться до красноватого оттенка. Энергия цвета растет, и он кажется в этом оттенке более мощным и красивым. Красно-желтый дает глазу чувство тепла и блаженства. Поэтому он приятен в обстановке и в радостен в одежде.

Желто-красный.

Активная сторона достигает здесь своей наивысшей энергии, и не удивительно, что энергичные, здоровые, суровые люди особенно радуются этому цвету. Этот цвет вызывает чувство потрясения.

Синий.

Синий всегда несет с собой что-то темное. Этот цвет оказывает на глаз странное и почти невыразимое воздействие. В нем совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя. Синяя поверхность кажется, как бы уходящей от нас. Мы охотно смотрим на синее, потому что оно влечет нас за собою.

Синее вызывает в нас чувство холода, так же как оно напоминает нам о тени.

Комнаты, отделанные в чисто синий цвет, кажутся до известной степени просторными, но, в сущности, пустыми и холодными.

Красно-синий (сиреневый).

Синий благодаря красному цвету приобретает что-то действенное, хотя он и находится на пассивной стороне. Но характер вызываемого им возбуждения совсем иной, чем красно-желтого, он не столько оживляет, сколько вызывает беспокойство. С этим цветом хочется найти место, где можно было бы отдохнуть.

Сине-красный.

Впечатление беспокойства возрастает. Длительное время выдержать этот цвет очень трудно.

Красный.

Этот цвет производит впечатление серьезности и достоинства, как благоволения и прелести. Первое производит он в своем темном сгущенном виде, второе - в светлом разбавленном виде. Темно-красный символизирует старость, а светлый - юность. Говоря о пурпуре, Гете указывает, что этот цвет - любимый цвет правителей и выражает серьезность и величие.

Зеленый.

Если желтый и синий смешиваются в равных пропорциях, то получается зеленый. Наш глаз находит в зеленом действительное удовлетворение, глаз и душа отдыхают. Поэтому для комнат, в которых постоянно находишься, обычно выбирают обои зеленого цвета.

Внимание Гете к человеческому восприятию света было более детальным по сравнению с его предшественниками. Он совершенно не мог согласиться с тем, что видимый цвет предмета зависит только от исходящих с поверхности предмета лучей. Указав на возможность того, что два абсолютно одинаковых предмета могут в различных условиях быть совершенно разного цвета, Гете утверждал, что воспринимаемый цвет – это не только ограничивающееся предметом явление, но заметно более широкое свойство, которое определяется всеми предметами, расположенными в поле зрения.

 По мнению Гете, на цвет предмета влияет окружающий его фон. Например, на черном фоне предмет сероватого цвета всегда кажется более светлым, чем на белом фоне. Если рядом с серым расположить красный, серый станет несколько красноватым. Гете исследовал также связь цвета предмета и освещения в помещении. При дневном свете все цвета всегда кажутся более светлыми, чем в сумерках. При различном освещении изменяется также и яркость цветных поверхностей. Красные поверхности в сумерках кажутся немного темнее синих. 

Таким образом, значение «Учения о цвете» для психологии цвета очень велико. Цвет у Гете уже не символ божественных, мистических сил. Он придал воспринимаемому цвету статус символа самого человека, его чувств и мыслей. И этот символ не поэтический, а психологический, имеющий определенное, специфическое содержание.

Еще одной вехой в истории изучения цвета стали работы И. Иттена - швейцарского художника, педагога, теоретика искусства. Прошло больше 50 лет с тех пор как впервые была издана культовая для современных художников книга —«Искусство цвета». Этот труд настолько исчерпывающий, что его во всем мире до сих пор штудируют ученики художественных школ и называют библией колориста. Без этой книги не обойтись дизайнерам, визажистам и стилистам, т.е. всем профессионалам, чья деятельность так или иначе связана с применением различных цветовых сочетаний, обязаны прочитать книгу И. Иттена. 

Цветовой круг Ньютона содержал 7 цветов, а цветовой круг Гёте — 8, он добавил к ньютоновским цветам радуги еще пурпурный. Иоганнес Иттен первым разработал двенадцатичастный цветовой круг, добавив к трем основным цвета второго и третьего порядка. Созданный Иттеном еще в начале 1920-х годов своеобразный цветовой конструктор (цветовой шар, круг и цветовая звезда), а также зафиксированная в его исследованиях неоспоримая связь цвета с той или иной формой, например, красного цвета - с квадратом, желтого - с треугольником, синего - с кругом, стали своеобразным ключом к творческому овладению тайнами цвета. Методика цветового анализа и конструирования цвета, разработанная Иттеном, открыла возможность создания мириад гармоничных цветовых сочетаний и контроля за правильностью того или иного цветового выбора. Особо активно она стала использоваться в дизайне, в его экспериментах с новыми материалами, технологиями и несомненно повлияла на цветовую культуру современного телевидения, компьютерную графику и полиграфию. 

Однако смысл и ценность книги Иттена не только в прямом практицизме и использовании цветового конструктора как отличного «инструмента», помогающего найти правильные цветовые решения. Теория цвета Иттена не исчерпывается только этими целями. Его отношение к цвету как к гениально сконструированному внутри себя природному явлению, со своей внутренней энергетикой, еще не во всем изученной нами, имеет свою мировоззренческую основу. Совсем неслучайно книга Иттена начинается и заканчивается ссылкой на древние индийские Веды. Интерес Иттена к маздаизму, философии, культуре и искусству древней Индии, Китая и Японии, которые появились у него еще в юности, несомненно повлияли на его отношение к самому себе, к своей деятельности, к жизни вообще и к поиску непреходящих объективных ценностей в искусстве, которые заставили столь пристально заняться исследованием цвета. 

Ценность цветовой теории Иттена заключается именно в том, что он сумел пойти дальше изучения собственно физических свойств цвета. То, что Иттен был художником и в своем исследовании цвета опирался на материал искусства, необычайно расширило диапазон его наблюдений и выводов. Благодаря постоянному обращению к работам старых мастеров и произведениям современных ему художников Иттену удалось обнаружить и объяснить закономерности жизни цвета, трудно различимые вне сферы искусства. Сюда относятся проанализированные им семь типов цветовых контрастов, без которых немыслимо построение живописного полотна, а также вопросы символического значения цвета, его связи с формой и возможностями эмоционального воздействия. Посвятив практически всю жизнь созданию универсальной цветовой теории, возникшей из потребности познать природу цвета и понять механизм его действия в искусстве, Иттен исходил из того, что каждому, кто в своей профессиональной деятельности связан с цветом, нужна дисциплинирующая сила знания закономерностей его проявлений. И независимо от наличия таланта и прирожденного чувства цвета, которыми обладают некоторые люди, это всегда помогает преодолеть свою неуверенность при выборе того или иного цветового решения. Однако при этом Иттен подчеркивал, что знания и следование им не должны сдерживать интуитивные импульсы художника, поскольку только взаимодействие того и другого способно привести к созданию произведения, одушевленного человеческой энергией. И это тоже, как и сам цвет, проявление сил природы, без которых невозможно дальнейшее движение в искусстве.


Cannot find 'linked' template with page ''